Регионы

Размер шрифта AA

УФК по Республике Дагестан
официальный сайт
Предыдущая версия сайта

Расширенный поиск

Магомедов М.А."Закрыты пути финансовым нарушениям"

Закрыты пути финансовым нарушениям

В годы становления государства Российской Федерации нового образца и экономических реформ, рыночных отношений было создано в стране очень много новых структур, в том числе и федеральное казначейство. Было время, когда многие люди задавались вопросами: "Кому и зачем нужно это казначейство, когда действуют масса контрольных органов, которые должны следить за потоками государственных бюджетных средств?" Прошло уже пятнадцать лет с того дня, как структуры казначейства приступили к своим обязанностям и что удивительно, теперь люди не задаются вопросами насчет пригодности или непригодности казначейства. Потому что почти все работники госучреждений поняли, что благодаря стараниям коллектива казначейства и при непосредственном их участии мы все: и учителя, и медики, и журналисты, и работники культуры и искусства... во время получаем зарплату, отпускные, премии...

Об этом периоде и о функциях нового учреждения четко и доступно написано в книге "Финансово-бюджетное регулирование и контроль" руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Дагестан С.А.Магомедова: "Решение задач финансового оздоровления экономики и укрепления государственных финансов объективно требовали от властей создания институционных структур, призванных обеспечивать общегосударственный финансовый контроль не только за формированием доходов государства, но и за их распределением и использованием. В конечном счете, цели финансового контроля состоят в обеспечении финансового регулирования социально-экономических процессов, достижения устойчивого роста производства и повышении благосостояния населения". 8 декабря этого года работники Федерального казначейства РФ и его территориальных органов праздновали свой пятнадцатилетний юбилей. Необходимо уточнить, что после развала СССР начало 90-х годов было ознаменовано охватом всех сфер жизнедеятельности страны гиперинфляцией. Провальная политика этих лет позволяла исполнение бюджета вести коммерческим банкам на расчетных счетах, открываемых бюджетными учреждениями самостоятельно. При такой организации исполнения бюджета, Минфин России, перечисляя в начале года, или по мере поступления доходов, денежные средства на банковские счета бюджетополучателей, уже не имел ни кассового резерва, ни информации об остатках на счетах. Руководители, финансовые работники чувствовали себя вольготно при финансовых операциях и в итоге присваивали, воровали, расходовали на другие цели миллиардами финансовых средств. В результате получилось так, что к середине 1992 года исполнение федерального бюджета практически вышло из-под контроля Правительства РФ, что явилось прямым следствием несоблюдения принципа единства кассы. Любой распорядитель и получатель бюджетных средств мог открывать в любом коммерческом банке собственный расчетный счет для учета поступающих ему бюджетных средств. Операции, осуществляемые с бюджетными средствами на таких счетах, были непрозрачны и неподконтрольны Правительству РФ и Минфину России. Имели место несвоевременное зачисление доходов на счета Минфина России, отсутствие отчетности об их поступлении, масштабное нецелевое использование средств федерального, республиканского и местного бюджетов, что объясняется коммерческим интересом банков максимально увеличить свой кредитный ресурс за счет средств госбюджетов и полным отсутствием контроля. Вся эта негативная деятельность повлекла за собой хроническую задолженность по заработной плате, пенсиям и пособиям, а также другим социальным выплатам.Долго не мог продолжаться этот смертельный для экономики государства процесс. В какой цивилизованной государстве позволило бы вот так, без никакого обратного эффекта транжирить госбюджетные деньги? Поэтому возникла необходимость в создании отдельной финансовой структуры, способной одновременно и исполнять, и контролировать федеральный бюджет, а также обеспечивать гласность и прозрачность движения государственных средств от распорядителя до получателя. В целях проведения государственной бюджетной политики, эффективного управления доходами и расходами в процессе исполнения республиканского бюджета РФ, повышения оперативности в финансировании государственных программ, усиления контроля за поступлениями, целевым и экономным использованием государственных средств, были образованы Главное управление федерального казначейства (ГУФК) Минфина РФ и территориальные органы по республикам в составе Российской Федерации. Органы, которые могли бы осуществлять единство кассы тесно связанной с принципом построения единой бюджетной системы. Также были созданы и республиканское казначейство, и все его отделения в городах и районах Дагестана. Сейчас этой нужной и полезной госструктурой грамотно, качественно, организаторски руководит Сайгидгусейн Магомедов. Об этом свидетельствует и тот факт, что на днях он получил от Президента страны Владимира Путина благодарность, за большой вклад, который он вносит в развитие структуры казначейства. Когда вопрос касается казначейского контроля при использовании средств федерального бюджета в регионах, Сайгидгусейн Ахмедович любит повторять: "Организации, учреждения и предприятия, являясь получателями средств бюджета соответствующего уровня, несут бюджетно-правовую ответственность за использование государственных финансов. Основанием для применения норм бюджетно-правовой ответственности является совершение бюджетных правонарушений, к которым в соответствии с действующим федеральным законодательством можно отнести нецелевое использование средств, выделенных из федерального бюджета, непредставление бухгалтерских и финансовых документов, связанных с использованием средств федерального бюджета". На хорошем уровне выполняет свои функции и коллектив Отделения федерального казначейства по г. Махачкала? Она начала действовать с апреля 1996 года, имея в составе нескольких работников и 3-4 кабинета. В настоящее время Отделение является по числу работников и технической оснащенности, а также по значимости решаемых задач одним из крупных структурных подразделений Управления федерального казначейства по РД, в состав которого входит четыре отдела : отдел расходов, кассового исполнения бюджетов, бюджетного учета и отчетностей по операциям бюджетов и административный отдел. Коллектив состоит из 63 работников. Среди них есть два кандидата экономических наук, один учится без отрыва от производства в аспирантуре. Около двадцать человек за высокие достижения в работе, плодотворный вклад в деятельности казначейского исполнения бюджетов и высокие производственные показатели отмечены наградами Республики Дагестан, Федерального и республиканского казначейств, администрации г. Махачкала. Коллектив Отделения обслуживает более 400 бюджетных учреждений, организаций. Ежедневными нашими задачами и функциями являются проверка правильности оформления документов и их соответствие установленным законом требованиям. И если все нормы соблюдены, то Отделение подтверждает исполнение денежных обязательств путем проставления разрешительной надписи. Ранее мы осуществляли предварительный и текущий контроль за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей и получателей. Сегодня согласно ст.267 БК РФ Федеральному казначейству вменен контроль за выполнением бюджетного законодательства, а именно за:- соблюдением объемов лимитов бюджетных обязательств, распределенных главными распорядителями средств федерального бюджета между нижестоящими распорядителями и получателями средств федерального бюджета;- непревышением кассовых расходов, осуществляемых получателями средств федерального бюджета, над доведенными им лимитами бюджетных обязательств;- соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации РФ, указанному в платежном документе, представленном в Отделение получателем средств федерального бюджета и др.- Эффективность финансово-бюджетного механизма регулирования территориального развития в известной мере зависит от того,- говорит наш руководитель Сайгидгусейн Ахмедович, - насколько рационально и целенаправленно используются бюджетные федеральные средства. В сязи с этим возростает роль финансового контроля бюджетных средств, поступающих в консолидированный бюджет субъекта РФ или прямым получателям на территории. Финансовый контроль будучи завершающей стадией в системе управления финансами выступает необходимым условием эффективности их распределения и использования. Финансовый контроль как элемент управления возникает там, где существует объект контроля, т.е. объект управления имеется и представлен в виде деятельности в сфере финансовых отношений и ее результатов. Финансовый контроль призван:- предотвратить возможность ошибочных действий; устранить ошибочные действия в финансовой деятельности; выявить виновников правонарушений; обеспечить возврат средств, использованных не по целевому назначению. В системе казначейства не так давно все органы перешли на принцип единства кассы. С 1 октября 2003 года наше Отделение одним из первых в республике перешло на Единый казначейский счет, открытый в УФК по РД на балансовом счете 40105 "Средства федерального бюджета", а балансовые счета 40201 "Средства бюджетов субъектов РФ", и 40204 "Средства местных бюджетов"- с января 2006 года. Это значит, что органы федерального казначейства работают по принципу единства кассы. Единство кассы заключается в том, что все государственные суммы стекаются в кассы, подведомственные Минфину, что дает возможность быстро узнать, сколько имеется средств в наличии в казне государства. Согласно этому принципу кассовое исполнение бюджета сосредоточено в одном центральном органе. При этом учреждения не вправе задерживать у себя бюджетные средства и производить из них какие-либо расходы. Они обязаны перечислять их в тот кассовый орган, который исполняет данный бюджет, запрещается совершение операций с бюджетными средствами, минуя систему балансовых счетов федерального казначейства. Приведу один пример. По национальному проекту "Образование" и по грантам Президента страны местный бюджет г.Махачкала получил для отличившихся школ и учителей бюджетные средства. Их сразу же перечислили на счета данных школ, гимназий, на личные счета учителей. Преимущества ЕКС на поверхности. Ежедневно становится доступной информация об общем объеме налогов, сборов и иных обязательных платежей, а также о соответствии сумм зачисления регулирующих налогов в бюджеты разных уровней бюджетной системы РФ нормативам их распределения. Учет доходов от уплаты налогов и сборов, поступающих во все уровни бюджетной системы Российской Федерации, осуществляемый УФК, позволит органам исполнительной власти субъектов РФ, органм местного самоуправления получать адевкатную информацию о поступивших на территории муниципального образования "Город Махачкала" налогах и сборах. С удовлетворением хочу сообщить, что махачкалинские бюджетные организации, учреждения, предприятия справляются со своми налоговыми обязательствами. Как было отмечено недавно на одном из совещаний и Президентом Республики Дагестан Муху Алиевым, "пока удалось ликвидировать задолженность по зарплате работников бюджетной сферы", а это значить, что они и налоги дают своевременно. За 11 месяцев текущего года сумма собственных доходов по налогам составило 950 281 тыс. руб, а за прошлый год -741 004 тыс. руб. Рост повышения собираемости налогов на лицо. В этом, конечно же, есть заслуга и наших работников. Как мы знаем за минувший период этого года в нашей республике обеспечено поступление в бюджетную систему Российской Федерации и государственные внебюджетные фонды налогов и сборов, администрируемых федеральной налоговой службой России, в сумме более 11,22 милрд. рублей6 что на 23,8 процента больше, чем за аналогичный период прошлого года. Из них в консолидированный бюджет Республики Дагестан поступило 5,25 милрд. рублей, на 37,6 процента больше, чем в прошлом году. В этом успехе есть и доля бюджетных организаций столицы нашей республики. Что касается финансовых нарушений, то с созданием структуры казначейства они прекратились в бюджетных учреждениях, не наблюдаются нецелевое использование, разбазарывание госфинансовых средств. Если короче сказать, закрыты все пути и выходы финансовым нарушениям. Выполняя вмененные функции и задачи, Отделение является кассиром всех распорядителей и получателей бюджетных средств. Оно осуществляет платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.В заключении хотелось бы поздравить всех с наступающим Новым годом и пожелать всем дагестанцам здоровья и финансового благополучия.

М.А. Магомедов, руководитель ОФК по г.Махачкала.